Наш подход к реабилитации зависимых

5.0/5
Поделитесь записью с другими
Share on facebook
Facebook
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on twitter
Twitter
Как проходит реабилитация зависимых
Навигация по статье

В рамках биопсихосоциального подхода программы реабилитации в «Rehab» мы рассматриваем проблему зависимости от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики), как следствие личностной дезадаптации, где предмет зависимости встраивается, как средство адаптации психики человека к изменяющимся условиям окружающей действительности. Можно сказать, что вещество выступает хоть и разрушительным, но всё же способом коммуникации человека с окружающим миром. Следствием чего и является зависимость от такого способа решения своих проблем, как на психологическом, так и на социальном уровнях. С прогрессированием зависимости постепенно деградируют способности человека управлять своими психоэмоциональными состояниями и решать социальные проблемы находясь в трезвом состоянии.

При регулярном употреблении психоактивные вещества встраиваются в работу нервной системы. В отсутствие психоактивных веществ нервная система перестает нормально работать, и возникает потребность в употреблении таких веществ для восстановления ее работы. Постепенно формируется зависимость от употребления психоактивных веществ. Использование их становится необходимостью для поддержания функционирования на биологическом, психическом и социальном уровнях жизнедеятельности человека.

И даже несмотря на разрушительные последствия употребления, отразившиеся на всех сферах жизни, зависимый, решивший прекратить принимать патологическое вещество и начать жить трезвой жизнью, через время опять возвращается к употреблению, то есть происходит срыв. Понять почему так происходит, можно рассмотрев цикличность употребления и воздержания у зависимых.

Фаза употребления. Из-за физических нарушений зависимый не может контролировать свою болезнь. Вследствие действия психоактивных веществ теряется контроль над своим поведением. Ввиду действия опьянения теряется контроль над социальной жизнью. Проблемы из-за употребления заставляют зависимого бросить пагубную привычку.

Фаза «эйфории трезвости». Завершение употребления после пережитого абстинентного синдрома (похмелье, ломка), приносят перемены к лучшему физическому самочувствию. Выравнивается психологическое состояние, появляется удовлетворение от трезвости. Окружающие приветствуют благоприятные перемены, появляется возможность оглянуться вокруг. Понять, что трезвость приносит удовольствие.

Фаза «процесса срыва». В трезвом состоянии человек не всегда отгорожен от проблем, а растерянность и затруднения в их решении без дозы приводит к накоплению и нарастанию напряжения. Из-за этого у человека возникает ощущения потери контроля своей жизни в трезвости. Вследствие постоянного напряжения из-за завышенных целей, жестких требований к себе и ожиданий близких, неумения планировать свою жизнь, начинают рушиться социальные планы – теряется контроль над общественной жизнью. Накопление стресса приводит к плохому самочувствию в трезвости, появляются навязчивые мысли, перерастающие в непреодолимое желание снять напряжение привычным способом.  Теряется контроль над воздержанием в трезвости. Это приводит к возврату к употреблению и переходу на 1-ю фазу.

Изменить эту деструктивную цикличность руководствуясь одним желанием и силой воли у зависимого не получается. Зависимость принесла разрушения во все сферы жизни человека и одним воздержанием проблема не решится. Выздоровление — это комплексное и постепенное восстановление всех сфер жизни пострадавших в процессе развития зависимости. Для реализации этих задач специалистами «Rehab» разработана поэтапная программа восстановления, включающая в себя приобретение навыков, способствующих поддержанию трезвости, восстановление эмоциональной сферы и когнитивных способностей, психокоррекции внутренних конфликтов, психотерапии личностных проблем, лежащих в основе зависимости.

Профессиональную поддержку в прохождении программы реабилитации оказывает квалифицированный персонал «Rehab Center», в состав штата которого входят психологи, психотерапевты, психиатры, консультанты по химической зависимости, арт-терапевты, массажисты и социальные работники.

Этапы прохождения реабилитации

Цель реабилитации: развитие способностей клиента адаптироваться к условиям окружающей действительности на физиологическом, психическом и социальном уровнях, не прибегая к употреблению психоактивных веществ.

1 этап. Начальная адаптация

Фаза 1. Диагностическая

Цель — диагностика физического и психоэмоционального состояния.

Задачи  определение стадии развития зависимости и тяжести последствий употребления отразившихся на физиологической, психической, и социальной сферах.

Действия — индивидуальные консультации:

  • консультант по химической зависимости;
  • психолог, психотерапевт;
  • психиатр.

Исходя из результатов диагностики, индивидуальная корректировка задач в процессе восстановления, с учётом личностных особенностей.

Обратный звонок

    Фаза 2. Мотивационная

    Цели — развитие мотивации к выздоровлению.

    Задачи — начальное ознакомление с концепцией заболевания и структурой терапевтического процесса восстановления.

    Действия — начальное посещение и участие в групповых и индивидуальных занятиях, участвующих в процесс реабилитации.

    Индивидуальные консультации:

    • консультант по химической зависимости;
    • психолог-психотерапевт;
    • психиатр (при необходимости).

    2 этап. Психологическая коррекция

    Цель — принятие ответственности за выздоровление.

    Задачи: 

    • осознание проблем при употреблении психоактивных веществ их причин и факторов, препятствующих принятию проблемы зависимости;
    • обучение навыкам оставаться трезвым;
    • обучение навыкам управления эмоциональными состояниями;
    • мотивация на дальнейший процесс выздоровления.

    Действия — участие в групповых и индивидуальных активностях, входящих в процесс реабилитации.

    Индивидуальные консультации:

    • консультант по химической зависимости;
    • психолог, психотерапевт;
    • психиатр (при необходимости).

    Комплекс терапевтических мероприятий, направленных на решение задач 2 этапа выздоровления.

    Информационно-практические занятия по концепции болезни зависимости:

    • на этих занятиях пациентов знакомят со знаниями о причинах, процессах развития зависимости и действиях, необходимых для воздержания от употребления и восстановления на уровне физиологической, психической и социальной сфер жизни. Информационная часть закрепляется выполнением практических заданий.

    Обучение психологическому самоанализу (работа с дневником самоанализа).

    Целью данной методики является обучение: 

    • находить вредные стереотипы поведения;
    • анализировать и находить ошибки в них;
    • изменять своё поведение, желания, эмоции, мышление в конкретной ситуации на более полезное.

    Конечной целью такой работы является обучение осознанной жизни, где человеком управляют не его эмоции, желания и привычки, а человек ими.

    Профилактика срыва:

    • целью занятий является получение информации о процессе срыва, приобретение навыков отслеживания напряжения в своих эмоциональных состояниях и адекватного управления ими для предотвращения срыва (возврата к употреблению).

    Групповая психотерапия, включает элементы социально-психологического тренинга:

    • Во время этого занятия реабилитанты на практике обучаются новым навыкам трезвого общения и поведения, учатся выставлять личностные границы, вести дискуссию, решать межличностные конфликтные ситуации, и т.д. А также, при взаимодействии психотерапевта с группой, прорабатываются защитные механизмы психики, препятствующие выздоровлению и личностному развитию.

    Групповая работа с мотивационно-аналитическими заданиями (разработанными на основе программы «12 шагов»):

    • Цель этих занятий — исследование различных аспектов жизни, связанных с употреблением психоактивных веществ, поиск причин и последствий зависимости и путей решения проблем, связанных со злоупотреблением, осознание личной ответственности за выздоровление, а также возможность перенимать и делиться опытом выздоровления.

    Групповая терапия «Социальное зеркало»:

    • Группа направлена на осознание и выявление разрушительных шаблонов поведения, приобретение навыков уверенно выражать своё мнение и принимать критику. Также это приобретение навыков эффективной коммуникации.

    Групповые занятия по планированию и анализу дня:

    • Целью занятий является приобретение навыков планирования целей, а также рационального распределения времени и баланса внутреннего ресурса.

    Арт-терапия:

    • Целью занятия является активизация образно-ассоциативной сферы клиента, способствующей преодолению психологических защит и внутреннего сопротивления, препятствующих выздоровлению.

    Массаж:

    • Целью массажа является снятие чувства усталости, расслабление, регуляция депрессивного настроения и стимуляция энергетического тонуса организма.

    3 этап. Социальная адаптация

    Цель — начальный возврат в социум. 

    Задачи:

    • восстановление взаимоотношений с близким окружением;
    • поиск работы, возврат к учёбе;
    • формирование системы поддержки способствующей социальной адаптации (группы взаимопомощи при Рц и за его пределами).

    Действия:

    • восстановление границ во взаимоотношениях с близкими;
    • начальные выезды домой с выделением времени на посещение групп взаимопомощи;
    • выезды на собеседования по работе;
    • участие в терапевтических мероприятиях этапа социальной адаптации.

    Индивидуальные консультации:

    • консультант по химической зависимости;
    • психолог и психотерапевт;
    • семейные консультации.

    Групповые занятия по концепции зависимости:

    • Целью занятий являются закрепление полученных знаний и навыков, способствующих воздержанию от употребления.

    Групповая психотерапия включает элементы социально-психологического тренинга:

    • Целью этих занятий является проработка трудностей, возникающих в процессе социальной адаптации, повышение социального статуса, развитие навыков уверенного поведения, навыков управления собой в стрессовых ситуациях, возникающих в социуме, навыки здоровых взаимоотношений в семье.
    Понравилась статья? Поделитесь с другими
    Share on facebook
    Facebook
    Share on telegram
    Telegram
    Share on whatsapp
    WhatsApp
    Share on twitter
    Twitter

    {{ reviewsLength }} Review

    {{ reviewsLength }} Reviews

    {{ options.labels.newReviewButton }}
    {{ canReviewMessage }}

    Подписывайтесь на нас

    Похожие статьи

    Контакты

    м. Теремки, Новосёлки, ул. Лыбедская, 2
    Консультация 24/7

      Подписывайтесь на наши соц сети

      Мы на расстоянии телефонного звонка

      Консультация 24/7

      Напишите нам в мессенджер
      Подписывайтесь на наши соц сети